История печных изразцов |
Историю изразцового производства открывают древнейшие образцы облицовочной керамики в виде разноцветных керамических глазурованных плиток, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х-ХI веках. Следующий период связан с изготовлением в Московской Руси рельефных терракотовых плит, которые в конце XV столетия пришли на смену традиционной белокаменной резьбе. В конце первой половины XVII столетия в Москве стали изготовлять первые печные изразцы - керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления. Позднее они получили название «красные». Лицевую пластину изразцов украшали разнообразные рельефные изображения, создаваемые с помощью резной деревянной формы: грифоны и единороги, другие сказочные персонажи, геральдические орлы, батальные сцены, растительный орнамент. С начала XVII столетия в Москве налаживается широкое производство муравленых изразцов, лицевая поверхность которых покрывалась глазурью чаще всего зеленого цвета. Эти изразцы использовались и в печной и в фасадной облицовке. Вторая половина ХVII столетия - время расцвета русского изразцового искусства, связана с появлением и широким распространением многоцветных изразцов, секреты изготовления которых, были принесены переселившимися из западных земель белорусскими мастерами. Изразцы стали одним из основных элементов наружного декора московских церквей, колоколен, светских сооружений - своеобразными изразцовыми декорациями. Фрагменты этого декора, чудом сохранились после сноса памятников в конце 1920-1930-х годов. В это время и великолепные изразцовые печи стали непременной частью древнерусского интерьера. Одна из немногих сохранившихся в Москве печей 1680-х гг. из Михайловской церкви Немецкой слободы, экспонируется в Приказной палате. Новое время внесло коренные изменения в привычный облик изразца. По приказу Петра I изразцы изготовляют по образцу европейских - гладкая поверхность лицевой пластины, сдержанная, особенно на первых порах, цветовая гамма, разнообразная тематика сюжетов, выполненных в технике росписи. Изразцы в это время уже не используют в наружном декоре зданий, покрывая ими поверхность печей. Главным героем сюжетов, часто сопровождаемых подписями, стал человек - его "естество". В XIX веке изразцовые печи появились во многих городских и зажиточных сельских домах, поскольку изразцы производились на технически оснащенных предприятиях керамической промышленности и стоили недорого. Изразцы с клеймами этих заводов хранятся в коллекции. Из общего потока фабричных изделий этого времени выделяются изделия керамической мастерской в Абрамцево, в которой работали многие русские художники. К "искусству глины" обратился и великий русский живописец Михаил Врубель, который в 1896 году выполнил изразцовый камин "Микула Селянинович и Вольга". Изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами Ленина, Сталина, рабочих, сталеваров, воинов Красной Армии завершают тысячелетнюю историю русского изразца. |